Развитие воображения 4-5
лет
Воображение дошкольника выполняет
несколько функций: защитную – помогает переживать страхи и познавательную – восстанавливает пробелы в познании ребёнка. Ребёнок 4-5 лет начинает проявлять творчество в ручном труде, рисовании и
«сочинительстве». Но если присмотреться, окажется, что малыш совсем не умеет играть самостоятельно. Вспомните себя в детстве: какие сюжеты! А современный ребёнок часто не может придумать, чем ему
заняться. Основная задача данного возраста – научить сына или дочь играть, принимать на себя роль. Для начала возьмите на себя роль организатора, помогите ребёнку развить сюжет, пригласите куклу
Машу и зайчика поиграть с вами. Вы можете устраивать поездки в цирк, в деревню, плыть на корабле и т.д. Дома найдётся большая коробка, из которой можно сделать космический корабль, автобус и даже
дворец. Если пришло время обеда, отправляйтесь в кафе… Но помните, ребёнок в воображаемую ситуацию включает события прошлого опыта, комбинирует то, что знает. Поэтому, чем шире кругозор, тем
интереснее игра.
Существуют так же специальные упражнения, способствующие развитию воображения.
«Помоги художнику»
Нарисуйте на листе бумаги круг. Предложите
ребёнку подумать, на что он похож и расскажите историю: “Один художник задумал нарисовать картину, но не успел и очень просил тебя помочь.” Малыш с радостью откликнется. Ему нужно будет
дорисовать круг. Вначале можно дорисовывать предметы круглой формы – тарелку, арбуз, шарик. А затем выстраивать более сложные образы, в которых круг – это часть предмета – светофор, иллюминатор в
ракете, колесо от велосипеда. К началу обучения в школе, выполняя данное упражнение, ребёнок должен рисовать сюжетную картинку: круг – колесо поезда, который едет мимо речки, где плавают рыбы, на
небе светит солнце и летают бабочки и т.д. Для игры используются изображения геометрических фигур, разные линии.
«Сочинители»
В общественном транспорте или в очереди к врачу есть время заняться
сочинительством. Есть несколько вариантов составления сказок. Взрослый может начать историю и предложить ребёнку продолжить. Можно задумать главного героя (и не одного), а можно просто сочинять
весёлые истории – путаницы. Для такой игры подойдут картинки из старых книг и журналов, по которым можно сочинять сказки. Фантазируйте.
«Только представь»
Для обсуждения подбираются нестандартные ситуации. Например,
“Представь, что было бы, если бы с неба падали конфеты?” (по речке плавали арбуз, на деревьях росли сапоги, ты стал маленьким гномом, ты превратился в муравья и т.д.) Истории получаются очень
забавные. Попробуйте!
«Домашний театр»
Изготовьте или купите театральных кукол, используйте мягкие игрушки и
бросовый материал. Договоритесь, кто какую роль будет исполнять и начинайте спектакль. На ходу родится потрясающий, захватывающий сюжет и все получат удовольствие от творчества.
Стоит напомнить, что у ребёнка в комнате должен быть оборудован уголок творчества (ящик, коробочка). В распоряжении вашего сына или дочери должны быть разнообразные изобразительные средства –
карандаши, восковые мелки, пальчиковые и акварельные краски, кисточки разных размеров, пластилин, ракушки, нитки, пёрышки, пуговицы, проволока, много разной бумаги, картона, картинки для
вырезывания персонажей, ножницы и куча всяких «нужностей» для сотворения шедевров. Старайтесь к праздникам делать родственникам подарки вместе с детьми. Это стимулирует моторику, воображение и
заставляет ребёнка включать процесс мышления – а что может быть лучше! Удачи!