Как развивать восприятие у детей 3–4 лет
По мнению психологов и педагогов, возраст 3-4 лет является сензитивным, то есть самым благоприятным периодом для развития восприятия и усвоения сенсорных эталонов. Простые игры позволят закрепить названия цветов, форм и других качеств предмета. Ребёнок научится сравнивать, классифицировать предметы, выделять в них определённые признаки, воспринимать пространство и время. Многие игры не требуют специальной подготовки, а необходимое оборудование легко изготовить дома. Запаситесь картоном разных цветов, разноцветными пуговицами, игрушками и мелкими предметами и начинайте играть.
«Залатай
коврик»
Во многих играх параллельно с формой можно закреплять размер и цвет
предмета. Развивающая игра, для которой вам понадобятся специальные коврики. На лист цветного картона наклейте белые геометрические фигуры, приготовьте отдельно геометрические фигуры такого же
размера, цвет соответствует коврику. Рассмотрите с ребёнком заготовку, обсудите, какой формы отверстия и выберите необходимую фигуру, которой можно залатать коврик. Для начала предлагайте малышу
один коврик и фигуры того же цвета. Затем добавляйте фигуры другого цвета, постепенно внося в игру коврики других цветов (до 7 цветов).
«Формы»
Ваш ребёнок уже знаком с геометрическими формами
(круг, квадрат, овал, треугольник). В возрасте 3-х лет можно закреплять и расширять эти знания. Ребёнок должен воспринимать овал (прямоугольник) в любом его положении, знать, что треугольники –
это любые фигуры с тремя углами. Малыш должен использовать в речи понятие «четырёхугольник». Игры на закрепление формы очень простые. Приготовьте из цветного картона геометрические фигуры разных
размеров и цветов, предложите ребёнку из предложенных фигур выбрать все квадраты (треугольники и т.д.), в одну коробочку сложить все круги, а в другую овалы. Усложняйте и разнообразьте задания,
опираясь на уровень вашего сына или дочери.
С геометрическими
фигурами можно играть в игры типа «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Какая фигура лишняя?», «Какие фигуры спрятались в рисунке?».
«Рассели
матрёшек»
Для этой игры вам понадобится лист разделённый на 4-6 цветовых секторов, матрёшки (или любые
предметы) тех же цветов. Выполняя задания, ребёнок должен расселить матрёшек в их дома: красных – в красные, синих – в синие и т.д.
«Найди
предмет»
Наверняка в вашем доме есть круглые, квадратные предметы. Вместе с ребёнком отыщите в доме
предметы заданной формы. На улице, во время прогулки, обращайте внимание малыша на то, что предметы имеют свою форму. Попробуйте выделять и называть форму предметов (окна в доме квадратной формы,
дверь прямоугольной формы, платок треугольной формы, тарелка круглой формы и т.д.)
Правильно спрашивать у ребёнка 3-х лет не “Какой ?”, а “Какой формы, какого цвета, какого размера?”. Соответственно правильный ответ “Круглой формы, синего цвета, маленького размера.”.
«Загадки»
Когда ребёнок научится правильно выделять основные признаки
предмета, предложите ему составить загадки (или загадывайте сами, а ребёнок пусть ищет отгадку среди предложенных предметов). Например: большого размера, красного цвета, круглой формы – мяч,
помидор, красная тарелка и т.д.
«Бусы»
В эту игру можно играть как на специально заготовленных листах, так
и на столе, используя геометрические фигуры из картона, пуговицы разных цветов. Предложите ребёнку собрать бусы из жёлтых бусинок, из треугольных бусинок. Если малыш быстро справляется с
заданием, предложите ему чередовать красные и жёлтые бусины (сначала показывая образец, затем по словесной инструкции), треугольные и круглые и т.д.
«Разрезные
картинки»
Большую ценность для развития восприятия имеют разрезные картинки. Вспомните, как сами в
детстве с удовольствием складывали разрезанные бабушкой открытки. Для игры понадобятся предметные картинки, которые надо разрезать на 4 части. Можно использовать картинки, разрезанные на 2 части,
и каждую часть ещё разрезать пополам. Количество частей к концу года может увеличится до 6. Продолжайте играть в игры на развитие слухового восприятия. Учите ребёнка ориентироваться относительно себя (право, лево, вверху, внизу) и на
плоскости (над, под, перед, после).